Сайт воспитателя 
МБДОУ д/с общеразвивающего вида №5 "Вишенка" 
Сывороткиной Анны Анатольевны
347353  Ростовская обл, Волгодонской район, х.Рябичев, ул. Советская44 

 Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?

            Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно. Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т.п. Каждая мама знает своего малыша и легко сможет применить все задания на практике.

    Несколько советов перед началом занятий:

    • Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями. 
    • Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания – не больше пяти-семи минут в игровой форме.
    • Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
    • В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
    • Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.

    Массаж лица

    Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.

    Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.

    1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим...» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик...» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»
    2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!»

    Артикуляционная гимнастика

    1. Воздушный шарик. «А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.
    2. Паровозик. «А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же – в другую.
    3. Улыбка. «А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.
    4. Поцелуйчик. «А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.
    5. Лошадка. «А как мы говорим лошадке «Стой»? «Тфпр – тфпр!» – Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь – тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.
    6. Ротик. «А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.
    7. Язычок. «А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта.
    8. И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

    После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

    А – а – а – первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

    Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

    Проговариваем точно так же и остальные буквы – «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

    Тренинг на парные согласные

    (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

    Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы

    П – Пу-По-па-пэ-пи-пы

    В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы

    Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

    Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы

    К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

    Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды

    Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты

    Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

    Ш – Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

    З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы

    С – Су-со-са-сэ-си-сы

    Чем хороши эти и подобные занятия – их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

    Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это.

    Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

    Ёжики-ёжики

    гладят ручки.

    Маленькую девочку (маленького мальчика)

    говорить научат!

    А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

    Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное – правильно, научится говорить.